Добро пожаловать на страницу поклонников творчество легендарного кинорежиссёра Льва Александровича Кулиджанова  


Биография
Кулиджанов Лев Александрович
Leo Alexander Kulijanoff


Родился 19 августа 1923 года в Тбилиси.
Армянский советский режиссер, сценарист и актер.
Народный артист СССР (1976),
Лауреат Ленинской премии (1982, за телесериал «Карл Маркс. Молодые годы»);
Герой Социалистического Труда (1984).
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999); Приз Президента РФ «За выдающийся вклад в развитие российского кино» — ОРКФ «Кинотавр—99» (Сочи).
Окончил ВГИК (мастерская С. А. Герасимова) в 1955.
Тогда же дебютировал короткометражным фильмом «Дамы» (совместно с Г. Б. Оганисяном, по рассказу А. П. Чехова).
Затем вместе с Я. А. Сегелем снял две ленты — «Это начиналось так» (1956) о жизни первых целинников и «Дом, в котором я живу» (1957, Кулиджанов сыграл также одну из ролей), прослеживая довоенные и послевоенные судьбы жителей одного московского двора. Уже в этих работах проявился интерес Кулиджанова не только к современности, неизменно взаимосвязанным общественным и личным событиям, но и к образу бытования, жизни простых людей, их душевным тревогам и надеждам, обычным человеческим чувствам. Это счастливо совпало с «оттепелью», начавшейся в середине 1950-х годов. Возвращение на экран такого близкого и понятного по своим переживаниям человека, являющегося неповторимой индивидуальностью вне зависимости от занимаемого положения в обществе, максимально соответствовало и устремлениям Кулиджанова.

Продолжив уже свою самостоятельную режиссерскую деятельность, он добился в «Отчем доме» (1959) и, прежде всего, в несомненно лучшей своей картине «Когда деревья были большими» (1961) редкостной душевности, лиризма, искренности, теплоты, человечности интонации в рассказе о тех, кого принято называть «маленькими людьми». Даже такая маргинальная по социальным меркам личность, как пьяница Кузьма Иорданов в убедительном исполнении Ю. В. Никулина, или же кроткая девушка Наташа, готовая с радостью принять его за своего отца (удивительно светлая и чистая героиня И. И. Гулая будто наследует самым доверчивым и беззащитным женским персонажам Достоевского), заслуживают истинного сочувствия и любви.

Поэтому можно считать в какой-то степени закономерным последующее обращение режиссера именно к миру Достоевского, хотя его экранизация «Преступления и наказания» (1970, Государственная премия РСФСР, 1971) удивила неожиданным кинематографическим экспрессионизмом, подчас жесткостью и остротой изобразительного ряда. Тяга к внешней выразительности и подчас парадоксальности сопоставлений на основе реальных событий истории и запечатленной хроники века привела Кулиджанова (несмотря на его общественные и партийные посты) к осложнениям при работе над документальным фильмом «Звездная минута» (1972, выпуск 1975) о первом в мире полете Юрия Гагарина в космос. А грандиозный проект «ХХ век» в середине 1980-х годов был осуществлен режиссером лишь частично, на что, в свою очередь, уже могло повлиять получившее широкий резонанс смещение Кулиджанова с должности первого секретаря Союза кинематографистов, занимаемой им в течение 21 года.

К сожалению, вроде бы приемлемое стремление Кулиджанова очеловечить и драматизировать образы политических вождей — Ленина в «Синей тетради» (1964, по Э. Г. Казакевичу) и Карла Маркса в телесериале «Карл Маркс. Молодые годы» (1980, Ленинская премия, 1982) — обернулось полууспехом в художественном плане, а с идеологической точки зрения режиссер все равно был вынужден идти на компромиссы и уступки, поневоле облагораживая и идеализируя эти ключевые исторические персоны.

Два последних фильма Кулиджанова — «Умирать не страшно» (1991) и «Незабудки» (1994) — знаменуют принципиальное для этого режиссера возвращение к самому себе, к своей излюбленной манере 1950-х годов, доверительной по отношению к индивидуальным судьбам простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием губительные изломы сталинской эпохи. Эти кинокартины, как и прежние фильмы мастера призваны нести доброту и человечность. Но в новом веянии режиссёра появилась запретная ранее запретная тема религии. В двух последних фильмов легендарного кинорежиссёра, особо остро затрагивается тема духовного мира человека, каждым своим кадром он говорит, что нужно жить праведно, и, что главное, помнить умерших. Главная мысль этих картин - всё бренно и вечна только память, что "когда любовь сильнее смерти, то и умирать не страшно".
Вот и в последнем фильме Льва Кулиджанова «Незабудки» (за эту роль Антонова была номинирована на «Нику») актриса сыграла очень значимый для режиссера характер. Я попросила Антонову поподробнее рассказать об этой работе. Особенно это передаётся через образ скорбной героини Ольги Антоновой из фильма "Незабудки"
«Передавая мне сценарий, Лев Кулиджанов сказал: «Когда прочтете, скажите, услышали ли вы его мелодию. Если услышали, будем готовить роль». Музыку роли Антонова слышала всегда, а режиссер говорил мало, но по глазам она видела, что верно поняла его замысел. «Этот фильм во многом автобиографичен, - продолжала Антонова, - моя героиня – медсестра, выполняющая свой долг перед Богом и людьми. Но в послереволюционной России она никак не может найти себе место. Истинной опорой ей служит её погибший муж. Словом, у неё есть иллюзорный мир, который поддерживает её дух, и только потому она может в реальном мире выполнять заветы Бога. А когда у мужа иссякли силы, она последовала за ним. Вот и вся история этой всегда подтянутой, уравновешенной, рано поседевшей женщины. Наверное, Кулиджанов знал, что снимает последний фильм и это его завещание живым. А мы об этом не догадывались. Я до сих пор не могу себе простить, что не подошла к нему и не сказала, как легко дышится у него на картине, и как я давным-давно влюбилась, как, впрочем, и все мы, в фильм «Когда деревья были большими».

Но в подходе режиссера к событиям прошлого нет ни грана спекуляции на ранее запретных темах, поскольку он вспоминает о том, чему сам мог быть непосредственным свидетелем.
Однако нельзя не отметить, что с возрастом Кулиджанов все-таки утратил раскрепощенность, естественность и ясность режиссерского письма — и эти ленты приобрели досадную натужность и тяжеловесность.
Действительно, последние фильмы Льва Кулиджанова были не свойственны концу 90-х годов. Здесь много скорби, сочувствия и ,что главное, всё построено на доверии. Это и повлияло на нелёгкую судьбу этих кинокартин. Фильм "Умирать не страшно" был показан единственный раз в 93-м году, после чего в течении последующих 15 лет его не транслировали. "Незабудки" несмотря на премию "Окно в Европу", полученную в Выборге, в прокат вообще не вышел и впервые был показан в 2006 году на телеканале "Культура".
Возможно на настроение фильмов сказалась и тяжёлая болезнь режиссёра. Но мы всё равно любим и помним его фильмы и преклоняемся перед великим мастерством Льва Кулиджанова. Он был единственным режиссёром, которому открыли мемориальную доску (на средства Союза кинематографистов).
Едва приступив в 2002 году к съёмкам фильма "Спасённое поколение" - фильме о трагической судьбе молодёжи 40-х - 50-х, Лев Кулиджанов после тяжёлой продолжительной болезни скончался.
Умер 17 февраля 2002 года в Москве.
Похоронен на Кунцевском кладбище.
Кинокартину не стали доснимать, понимая, что никто кроме него не смог бы сделать из неё шедевра и не считая нужной её зрителям 21 века.


Фильмография
1994 - Незабудки
1991 - Умирать не страшно
1980 - Карл Маркс. Молодые годы
1972 - Звездная минута (документальный)
1969 - Преступление и наказание
1963 - Синяя тетрадь
1962 - Когда деревья были большими
1960 - Потерянная фотография
1959 - Отчий дом
1957 - Дом, в котором я живу
1956 - Это начиналось так...
1954 - Дамы (короткометражный)


Ушли из жизни,
нас забыли.
Сожгли и в урны насыпали не наш прах, а чей-то.
Даже праха не осталось...
Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру


 
Хостинг от uCoz